ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
«Большие проекты»
«По аналогии с «большими проектами»
президентов Миттерана
в Париже и Кеннеди в Вашингтоне
появились в Москве «большие проекты» Лужкова».
(Из московских газет)
В июле 1992 года я направил в Белый дом проект Указа президента России «О Фонде возрождения Москвы», выразив в нем давние мечты московских архитекторов.
Дело в том, что город со времен Брежнева имел право на типовое строительство домов, школ, кинотеатров, лечебниц. И не мог сооружать уникальные здания без ведома правительства СССР и финансирования центра. Такая возможность появилась для Москвы, когда его не стало.
Деньги в наш Фонд ожидались из целевого Фонда президента России, от юридических и физических лиц, добровольных пожертвований меценатов.
К Указу прилагалось приложение с названиями 13 объектов, «строительство и реконструкция которых обеспечиваются в первоочередном порядке». Под номером 1 в списке значился храм Христа Спасителя. Далее следовали комплекс зданий МГУ на Воробьевых горах, памятник Победы на Поклонной горе и другие уникальные сооружения, которыми предстояло заниматься.
Денег из Фонда президента не получили. Но многое из задуманного построить удалось, о чем хочу рассказать в этой главе. Начну с «Охотного Ряда», первого «большого проекта», названного так в либеральной прессе по аналогии с уникальными зданиями, сооруженными президентами Франции и США в XX веке.
О них я не знал и прочел в свой адрес такой упрек: «Мэрия лихорадочно перестраивает центр. По аналогии с «большими проектами» президентов Миттерана в Париже и Кеннеди в Вашингтоне появились в Москве «большие проекты» Лужкова: полуподземный Манеж, Гостиный Двор. Московское правительство ориентировалось на амбициозные, а главное, сверхдорогие инвестиционные проекты, сулящие большие политические дивиденды, но не решающие стратегических проблем развития города».
В этой главе речь пойдет о «больших проектах», без которых сегодня представить столицу России невозможно.
«ОХОТНЫЙ РЯД»
В приложении к Указу торгового центра Манежной площади не значилось. Но его начали сооружать раньше других. И вот почему.
На градостроительной выставке, состоявшейся после августа 1991 года, Борису Ельцину показали макет и эскизы общественно-культурного центра на Манежной площади, удостоенные первой премии. Пребывавший в отличном настроении победитель увидел, как писали в прессе: «Дворец культуры и отдыха, какой мир не видывал» с театром и концертным залом, археологическим музеем, зимним садом, залами танцев и аэробики, фонтанами, ресторанами, кафе, магазинами — и все это под землей. А на поверхности предлагалось выпустить из-под земли Неглинку, восстановить часовню Александра Невского, проложить улицу к Манежу. По расчету автора, все задуманное стоило 800 миллионов долларов и окупалось за 40 лет.
Сопровождавшие Ельцина журналисты увидели, как знавший толк в строительстве председатель Верховного Совета РСФСР обрадовался, и услышали: «Гениальный, понимаешь, проект. Архитектор — гений, говорю вам».
Идея строить под пустынной Манежной площадью пришла в голову архитектору, приехавшему в Москву после распада СССР из Ташкента, Борису Улькину. Он, единственный футболист команды мастеров, опоздавший на самолет и уцелевший при авиакатастрофе, построил много подземных сооружений в разрушенном землетрясением Ташкенте, где их прятали от обилия солнца. Я его поддержал, после выставки еще раз показал проект Ельцину, тот с радостью его утвердил по своеобразной причине. Тогда на Манежной площади все время митинговали против него коммунисты. И тут вдруг я — с деловым, а не политическим проектом…
Строить начали в 1992 году. Тысяча рабочих под руководством археолога Александра Векслера занялась раскопками между Кремлем и Московским университетом. Под бывшей дорогой вскрыли кладбище старообрядцев, я там нашел монету в пять рублей, на нее можно было купить половину коровы. Монету отдал в археологический музей, основанный рядом с «Охотным Рядом». Это былое название снесенных старинных торговых рядов Москвы я предложил дать появившемуся у стен Кремля торгово-развлекательному центру, во многом отличающемуся от проекта Бориса Улькина. Он хотел создать под землей семиэтажный комплекс, мало зная гидрогеологическую обстановку. Проблема таилась даже не в Неглинке, заключенной в трубе.
Мы углубились на 12 метров, сделали пробный шурф и наткнулись на неизвестную подземную реку. Забил мощный фонтан, пришлось затампонировать его. По существу, комплекс на Манежной — как корабль, стоящий на воде. Под его дном течет мощная река, она ниже Неглинки. У комплекса хорошее дно с мощнейшей гидроизоляцией, вокруг забиты буросекущие сваи, они надежно держат герметизацию.
А вообще у нас подземных рек множество, под одним центром города 150 речек. С ними нужно всегда считаться.
Я решил не углубляться на сорок метров, построить три подземных этажа по восемь метров высотой. Они исполнены в декорациях трех времен, по мере погружения в землю, последних Романовых: Николая I, Екатерины II и царя Алексея Михайловича. Дизайн придумал Зураб Церетели, назначенный мной главным художником комплекса. С командой помощников он немедленно включился в работу. Ему пришла идея установить над «Охотным Рядом» фонтан «Четыре времени года», купол и фонтан-купол «Часы мира» в образе Северного полушария. Вращаясь на 360 градусов в сутки, сфера купола играет роль стрелки часов.
По предложению архитектора, профессора Дмитрия Лукаева подземные этажи дополнил наземный этаж.
Стройка шла днем и ночью. Все время, пока она длилась, и после ее окончания не прекращалась ругань в печати. Газеты возмущались, что «градоначальник» занимается «царским делом», открывая музеи, театры, устанавливая памятники. Кампания в прессе инспирировалась окружением Бориса Ельцина, реформаторами, не прощавшими Москве особый путь приватизации. Она-то, приватизация по-московски, и давала нам средства на «большие проекты», вызывавшие яростную критику, как только появился глубокий котлован у Александровского сада.
«Призрачный платоновский «Котлован» зияет посреди Москвы».
«Роют в Москве ямы и возводят башни».
«Все объекты — пример небывалого волюнтаризма».
«Стройка у стен Кремля не сулит никакой удачи».
«Поставив на зодчество, московский мэр рискует проиграть».
Невзрачный, залитый асфальтом пустырь оплакивали, как разрушенный памятник архитектуры. Когда ушел в отставку главный архитектор Москвы Вавакин, вослед ему выговаривали, что нарушил исторический образ Манежной площади. Но во-первых, когда строился «Охотный Ряд», этой должности он не занимал. А во-вторых, у Манежной площади не существовало «исторического образа».
Площадь образовалась перед войной, когда разрушили перед гостиницей «Москва» старинные кварталы между Моховой и Манежной улицами. Образовавшуюся площадь, залитую асфальтом, заполняли автобусы «Интуриста». Там же была разворотная площадка для троллейбусов. На сером пустыре перед Манежем виднелся закладной камень памятника в честь 50-летия Октябрьской революции. Теперь на прежнем безжизненном пространстве в центре всегда многолюдно, особенно летом у фонтана «Неглинка», куда в жару в воду прыгают не только мальчишки.
У Москвы после векового перерыва появился универсальный магазин, ставший вровень с ГУМом. Общая площадь «Охотного Ряда» составила 70 тысяч квадратных метров. Не понадобилось сорока лет для его окупаемости. Город начал получать прибыль через несколько лет.
В «купеческой Москве» до 1917 года кроме множества торговых рядов, лавок насчитывалось всего четыре европейского уровня универсальных магазина: Верхние торговые ряды — ГУМ, Центральный универмаг — ЦУМ, Петровский пассаж и Военторг. Между ними пролегала тропа, по которой, переходя из одного магазина в другой, курсировали москвичи и приезжие. Два больших магазина появились за все годы советской власти — «Детский мир» и универмаг «Московский» у трех вокзалов. Всего два.
«Охотный Ряд» как торгово-развлекательный центр, сокращенно ТРК, своим сочетанием торговли и развлечений оказался востребованным, крайне необходимым примером для подражания. Такие комплексы я видел в Париже, Лондоне, самых больших городах Европы. После «Охотного Ряда» построили подобный ему «Атриум» у Курского вокзала, к сожалению, закрывший его монументальный фасад. Здесь торговая площадь превышала 100000 квадратных метров. В центре Москвы таким гигантам места не хватало, оно нашлось в отдаленных районах, закрытых промышленных зонах, у конечных станций метро, МКАД.
За год до «отрешения» в конце зимы я открыл «РИО» на Дмитровском шоссе, в нем 220 тысяч квадратных метров торговых рядов. В марте на Тушинской улице начал торговать «Праздник». Там под одной крышей супермаркет, продовольственный и рыбный рынок. В том же 2009 году на Ленинградском шоссе на месте закрытого, к радости жителей, чугунолитейного завода распахнул свои двери «Метрополис». Его площадь 240 тысяч квадратных метров, в три с лишним раза больше ГУМа. Но и «Метрополис» превзойден. 300 тысяч квадратных метров у «Белой Дачи» на МКАД. Столько — у «Афимолла», роскошного центра торговли и развлечений в «Москва-Сити».
К 2010 году уже насчитывалось свыше 300 торгово-развлекательных центров.
ПОКЛОННАЯ ГОРА
В указе Ельцина «О фонде возрождения Москвы», который подготовило правительство Москвы, среди тринадцати объектов под номером 3 значился памятник Победы на Поклонной горе. На ее пустыре на самой верхней точке закладной камень установили в 1958 году. С тех пор за десятилетие руководства Хрущева, двадцатилетие правления Брежнева и за годы Перестройки Горбачева монумент не смогли установить.
Приближался юбилей, полвека со дня окончания Великой Отечественной войны и Победы. Требовалось срочно привести в порядок Поклонную гору, пребывавшую в запустении.
Когда я поднялся на Поклонную гору, то увидел свалку гранита, частично разворованного на надгробия, полностью разрушенную, разваленную территорию.
Концепцию памятника правительство СССР сформулировало в таких словах: «Основной замысел памятника символизирует идея: «Народ-победитель, осененный Красным Ленинским знаменем». Эта идея воплощалась в образе солдата с автоматом, окруженного народом, стоявшим под красным знаменем с профилем Ленина, красной звездой, как на Спасской башне, и на такой же, как она, высоте. Когда Михаил Горбачев пришел к власти, стройка на Поклонной горе началась. В землю вбили тысячи свай под основание памятника.
Поднялись облицованные белым мрамором стены музея Отечественной войны. На земле смонтировали громадный купол. Но когда наступила гласность и обо всем свободно заговорили, на одних митингах требовали «восстановить Поклонную гору», якобы срытую ради памятника. Это значило — разобрать стены недостроенного музея. На других собраниях заявляли, что красный гранит знамени смотрится как черный и всех будет пугать гигантское черное знамя на въезде в Москву.
Став во главе МГК партии, Ельцин дал команду прекратить стройку. Монтажники едва успели поднять над зданием купол. И он же, Ельцин, придя к власти в Кремле, попросил меня к юбилею Победы достроить музей и установить другой памятник.
Времени на то, чтобы снова проводить конкурсы скульпторов, устраивать выставки моделей, обсуждения, дискуссии, не оставалось. И я решил установить над Поклонной горой обелиск и поручил проект Зурабу Церетели, дав ему полную творческую свободу, кроме стоимости. Он ею воспользовался и образ штыка соединил с образом Георгия Победоносца, поражающего дракона, и с Никой, богиней Победы.
Голые стены здания объемом в 400 тысяч кубометров, как у Дворца съездов, предстояло превратить во дворец. Под куполом Зала Славы могла поместиться дивизия солдат.
В мастерской Зураба Церетели, где мы обсуждали, каким быть памятнику, на листке из блокнота появились рисунок штыка и моя подпись с датой 23 марта 1993 года. Через два года и полтора месяца рисунок нужно было превратить в обелиск высотой 141,8 метра. Стать вровень с пирамидами Египта — такой цели не было. Эта цифра — память о 1418 днях войны.
Чем выше рос обелиск, тем громче звучали протесты. Одни доказывали, что памятник Победы вообще не нужен, как комплекс над Мамаевым курганом. Другие возмущались, поскольку «трехгранный штык запрещен международной конвенцией как антигуманное, приносящее излишние страдания оружие». Фронтовик, поэт, автор слов «Так, значит, нам нужна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим» поддался либеральной пропаганде и вдруг прозрел: «Я понял, что мы всерьез не отличались от немецких фашистов».
Работа на Поклонной горе не прекращалась ни днем ни ночью. В темноте стройку озаряли прожектора и искры сварки. В стальной стакан котлована с арматурой залили бетон, чтобы фундамент выдержал нагрузку 1000 тонн. Монтажники, сменяя друг друга через восемь часов, невзирая на мороз, наращивали трехгранник. Так быстро, за два года с небольшим, нам удалось выполнить задачу благодаря отечественной индустрии и науке. Сталь выплавили на Урале. Металлоконструкции прислали из Белгорода. Статуи и декоративные детали отлили из бронзы на берегах Невы. Конструкцию испытали на прочность в аэродинамической трубе ЦАГИ.
Статую Ники весом в 18 тонн, равную весу самолета, предстояло поднять на стометровую высоту. На совещании в штабе стройки, когда решалась ее судьба, начались сомнения: «Не рухнет ли этот самолет на землю?», «Не лучше ли оставить Нику на земле?», «Давайте поднимем Нику над входом». Запросили мнение специалистов. «Расчет обелиска выполнен с учетом веса Ники, более того, ее нельзя оставлять на земле, а необходимо поднять на запроектированную высоту, чтобы добиться прочности, соответствующей расчетам института», — твердо заявил Владимир Лазарев, директор Института металлических конструкций имени Мельникова. Его поддержал столь же известный Институт строительных конструкций имени Кучеренко. Нику подняли на высоту тридцатиэтажного дома. Налетевший на Москву ураган ее испытал на прочность.
Все время, пока строили памятник, в либеральной прессе народу доказывали: войну развязала не Германия, а Советский Союз, и он является агрессором. Писали, стоит ли вообще радоваться и праздновать? «Никого не озадачивают утверждения, что-де Советская армия спасла мир от фашизма. Спасти-то спасла, но что принесла на своих штыках? Надо ли напоминать о лагерях смерти, газовых камерах, карателях, убийцах, оккупантах, которых покарал советский солдат?!» Вся эта истерия убеждала: памятник на Поклонной горе и музей необходимы как защита от лжи и фальсификации истории.
До последнего дня, пока шла работа, я узнавал, что проектировщики «срыли святую Поклонную гору» и вместе с памятью о ней «разбазарили народные деньги». Договорились до того: сооружается не памятник Победы, а памятник Сталину и «увековечивается миф о гениальности вождя». Политика заслоняла искусство, ни о художнике, ни об архитекторе никто не упоминал, сражались с тенью Сталина, которая мерещилась либеральным публицистам на Поклонной горе.
Когда там с президентом России появилась толпа журналистов и операторов телевидения, их не интересовали барельефы, картины, статуи. Волновал вопрос власти в Москве, когда уйду в отставку. Спрашивали спустя всего два года после того, как стал мэром Москвы.
Ельцин за неделю до юбилея в начале мая 1995 года посмотрел, что осталось сделать. Он спросил: «Юрий Михайлович (он же знал, что такое строительство), — а вы успеете?» Я ответил: «Успеем». Ответственность была колоссальная. Москва пригласила на праздник первых лиц стран-победителей, США, Англии, Франции, премьеров и президентов многих стран мира.
Конную статую Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, и детали межконтинентальных ракет СССР и США доставили из Санкт-Петербурга за два дня до 9 Мая. Когда статуя заняла свое место, ни по телевидению ее не показали, ни в прессе ничего хорошего не сказали. Монумент сравнили с «обыкновенной советской стамеской, покрытой грубыми, совершенно не классическими рельефами».
«Змей, побежденный святым Георгием, предстает как рубленая докторская колбаса».
Богиня Ника поражала «сложностью крепежа к стамеске».
«Шпиль над куполом удивительно похож на газовую трубу».
Храм Георгия Победоносца напоминал хулителям «спинку кровати со всеми наворотами из итальянского спального гарнитура, популярного в бандитской среде».
Что могу противопоставить жалким выдумкам?
До открытия музея я водил Хиллари Клинтон по залам музея Отечественной войны, показал ей стол, за которым сидели Сталин, Рузвельт и Черчилль, панорамы главных битв Отечественной войны. Все это время, пока мы ходили, слышал одно и то же восклицание:
«Восхитительно!»
На Поклонной горе построена первая новая православная церковь Георгия Победоносца в память о солдатах, погибших в Великую Отечественную войну. Та же мемориальная идея у синагоги и мечети на Поклонной, посвященных погибшим в боях евреям и мусульманам. Так началось возрождение храмов всех конфессий. У католиков, мусульман и иудеев в прошлом их было так мало, что все пересчитывались на пальцах одной руки. Возводить религиозные здания запрещалось.
Костелам, мечетям, синагогам, общинным домам правительство Москвы оказывало поддержку, как и церквам. Реставрировали Хоральную синагогу, римско-католический собор Непорочного Зачатия, преобразовали Соборную мечеть, привели в порядок сохранившиеся исторические здания на Большой Бронной, Татарской улице. Построены армянские и грузинские церкви. Открылись новые храмы по многим адресам, в центре и на окраинах. На Алтуфьевском шоссе можно увидеть редкостную картину: на одном участке земли вблизи друг от друга открыты церковь, костел, мечеть, медресе, синагога и индийская ступа.
ГОСТИНЫЙ ДВОР
В центре Москвы меня удручал Гостиный Двор, замечательное строение XVIII века, построенное по проекту Кваренги. Его долго возводили, начали строить при Екатерине II, завершили в царствование Николая I. В сотнях лавок торговали московские купцы. В одной из них стоял за прилавком племянник хозяина-меховщика Георгий Жуков, будущий маршал и спаситель Москвы в 1941 году.
При советской власти за все ее годы огромное здание, утратив торговую функцию, капитально не ремонтировалось, пришло в полный упадок. Всем предшествующим структурам власти страшно было взяться за реконструкцию. Пришло наше время и реконструкция началась, и обширный хозяйственный двор, куда привозили и где разгружали товар, накрыла прозрачная крыша без единой опоры, что, конечно, вызвало яростные протесты все тех же недовольных всем, что строилось в Москве.
Город получил невиданную прежде площадь для выставок, собраний, праздников, концертов в любое время года. Под аркадами Двора в бывших лавках открылись магазины, рестораны, гостиничные номера. Не могли мы оставить лавки прежними, какими они служили двести лет назад. Во всем мире так поступают. Тут по законам жанра автор должен сделать остановку.
У Красной площади между Варваркой, Ильинкой, Хрустальным и Рыбным переулками всегда царил рынок. И не в каком-то либерально-метафорическом, а в самом обычном смысле. Собственно говоря, базар начинался раньше от стен Кремля, продолжался до Лубянки. В начале площади шли Верхние ряды (сейчас ГУМ), затем Средние и за ними Нижние с торговыми лавками. О том, насколько бойко шел торг, можно судить хотя бы по такому факту: под фундаментом одной из лавок Гостиного Двора мы нашли клад времен Ивана Грозного и в нем 95000 золотых и серебряных монет, как наших, так и иностранных. Поскольку российские купцы никогда не отличались пристрастием к чистоте и порядку, то московские власти всегда воспринимали все это рыночное пространство как головную боль. Каждый новый генерал-губернатор начинал с обещания упорядочить хаос.
Гостиному Двору повезло больше других: в екатерининские времена, после пожара 1812 года восстановлением руководил Осип Бове. Москва гордилась Гостиным Двором. После революции началась Гражданская война, торговать стало нечем. Торговые ряды заняли советские учреждения, далекие от рынка.
Какие-то бухгалтерии, дирекции, склады и прочие оторвавшиеся от своих учреждений частички административных пространств размещались тут с той прихотливостью, на какую способно только плановое хозяйство с тыльной стороны. Добавьте сюда пристройки, времянки, наружные лестницы и мусорные кучи — и вы поймете, какое бессилие ощущали советские руководители, посещавшие это место с намерением разобраться. Во всяком случае, ни приезжавший сюда член Политбюро Лигачев, ни первый секретарь горкома Ельцин так и не оставили нам в наследство никакого решения.
Как говорил герой не помню какого рассказа, «это был не бардак, а пожар в бардаке» (извините за лексику, цитирую по памяти).
Мы издали распоряжение — расселить всю эту воронью слободку. То была муторная работа: для 500 всевозможных учреждений подыскивали помещения, отоваривали, соблазняли, уговаривали — и все же освободили.
И вот, когда наконец все расчистили и проект реставрации был почти готов, — именно в этот момент возникла идея: а не перекрыть ли весь гигантский внутренний двор стеклянным потолком? Запросили охрану памятников — там вроде не возражали. Спросили инженеров, те говорят: сложно, но можно. Что и сделали в 1999 году московские архитекторы, строители и конструктор Нодар Канчели. По его проекту огромная прозрачная крыша не опирается на колонны зала, а покоится на основаниях, не затрагивающих исторические стены Гостиного Двора.
КРЫША НАД БОЛЬШОЙ АРЕНОЙ
Когда началось воссоздание храма Христа Спасителя, город, не дождавшись денег из государственного бюджета, приступил к работе национального значения в Лужниках. На этом крупнейшем стадионе состоялись Олимпийские игры-80, проходят международные соревнования.
На месте затопляемых в дни паводка Москвы-реки лугов — отсюда название Лужники — за 16 месяцев возник город с дворцами спорта, водным бассейном, 2 кортами, Малой ареной и Большой ареной на 100000 зрителей. Всем требованиям Международных федераций они соответствовали. Был один недостаток: во время футбольных матчей болельщиков на трибунах заливал дождь. Идея их накрыть козырьком возникла, когда Москва готовилась к Олимпийским играм.
Из-за невозможности возвести в срок проект отложили до лучших времен. Они не наступали: последовал запрет строить стадионы. Когда началась Перестройка, о них думать забыли. Так продолжалось 25 лет до того дня, когда в Лужниках я заложил первый камень еще одного «большого проекта».
Побудило его принять решение УЕФА запретить международные матчи по футболу на стадионах без крыш над трибунами. Под запрет попали все стадионы России, включая Лужники.
Устроить козырек хотели иностранцы, включая две турецкие компании и австрийскую, построившую в Вене стадион Prater с козырьком над трибунами. Тендер выиграл «Моспромстрой», занятый на храме Христа Спасителя, с послужным списком, включавшим крытый Олимпийский стадион в Москве.
Компания взялась выполнить работу к 850-летию со дня основания Москвы, к сентябрю 1997 года. Тогда же ожидалось завершение «Охотного Ряда» с прозрачной крышей конструкции Нодара Канчели, ученика Виктора Ханджи.
Все задуманное удалось выполнить к празднику. Нодар Вахтангович умер два года назад. Ему пришлось пережить две страшные трагедии, когда рухнули сконструированные им крыши над «Трансвааль-парком» (аквапарком) и Бауманским рынком, унесшие много жизней. В его защиту выступил Союз московских архитекторов. «Проектировщик не может быть виноват в обрушении „Трансвааль-парка»», — заявили они в открытом письме. Нодара судили, вину не доказали. Катастрофы произошли из-за ошибок при строительстве и эксплуатации.
Лично я считаю Нодара Канчели в высшей степени талантливым специалистом, безусловно принесшим пользу стране. О нем всегда будут напоминать:
Купол храма Христа Спасителя,
Крыша Гостиного Двора,
Конструкция «Охотного Ряда»,
Конструкция Большого театра,
Крыша Манежа,
Ротонда собора Нового Иерусалима.
«МОСКВА-СИТИ»
Когда меня избрали председателем Мосгорисполкома, ко мне на прием пришел известный московский архитектор Борис Иванович Тхор. Много лет в команде главного архитектора Москвы Михаила Посохина он проектировал самые известные здания эпохи Хрущева — Дворец съездов. Новый Арбат, Лужники. При Брежневе занимался крытым стадионом «Олимпийский». Получил за эту работу Ленинскую премию. Пришел он со своей мечтой — построить небоскребы международного делового центра с названием «Москва-Сити».
Столица России вступила в рыночные отношения со всем миром, а площадей у города хронически не хватало. Предложение выглядело, безусловно, своевременным, очень интересным, любой столичный город должен иметь возможность высотного строительства.
Я считал, что наш центр должен оставаться исторически воспринимаемым, как город рубежа XIX-XX веков. Я видел во многих городах Европы совершенные старинные здания, но их образ разрушался стеклом и бетоном новых сооружений, расположенных между этими старинными зданиями.
Вдали от Кремля, на расстоянии четырех километров, мы расчистили от двадцати предприятий промышленную зону. Их место предназначили двадцати небоскребам. Вырыли огромный котлован, что дало повод прессе злорадствовать и поминать злополучный «Котлован» Андрея Платонова.
Перед началом стройки я побывал в Париже, где на расстоянии четырех километров от Триумфальной арки высятся небоскребы Дефанса. Увидел небоскребы Гинзы в Токио и Доклэнда в Лондоне. Англичане ошиблись в организации транспортного обслуживания, и Доклэнд долго не заполнялся бизнесом. Мы учли эту ошибку, первым делом провели ветку метро с крупной станцией. Между Кутузовским проспектом и котлованом возвели торгово-пешеходный мост, о нем острили, что это мост в никуда. Сейчас молчат, двухъярусный мост очень красив и оказался крайне необходим.
Два миллиона кубических метров земли вывезли из котлована. И в нем построили грандиозный комплекс, который называется «Центральное ядро».
Когда разразился мировой кризис, я приезжал в «Сити», чтобы решить ряд вопросов и поддержать тех инвесторов, которые хотели продолжать работать. В «Сити» я взял под свой контроль отслеживание решения всех вопросов.
Здесь допускались любые смелые решения в режиме «стекло — железобетон». Это уникальные проекты. В числе первых появились «Башня на набережной», одна из башен «Федерации», «Северная башня», это сотни тысяч востребованных офисных площадей.
Если говорить о мощных городских грандиозных проектах, «Сити» — самый значительный. Там мы строили Москву XXI века. «Сити» после моей отставки назвали «градостроительной ошибкой». Стало модой высказываться негативно о небоскребах «Москва-Сити». Большие проекты всегда ругают, а потом без них жить не могут. В «Сити» реализованы смелые решения в области архитектуры.
Это проект уникальный и безусловно полезный. Правда, в настоящее время критики что-то молчат.
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
В конце 1992 года ко мне на прием пришла пожилая женщина. Она вынула из полиэтиленового пакета старую книгу в кожаном переплете с желтыми неровными страницами. Протягивая ее мне, сказала, что это один из первых экземпляров Библии на Руси. Другой такой хранится в бывшей Румянцевской библиотеке, книга принадлежала ее покойному мужу, историку. Берег Библию всю жизнь и прятал от воинствующих безбожников. Не помню, как долго я просидел, листая Библию. Хотя незнаком со Священным Писанием, но должен признаться, почувствовал некую ауру и понял: моя гостья принесла мне что-то действительно редкостное. Стараясь не разрушить эту атмосферу, мягко спросил:
— А чего бы вы хотели?
— Ничего. Хочу подарить эту книгу. Мой муж завещал передать тому, кто будет восстанавливать храм Христа Спасителя, а когда построите храм, отдайте ее настоятелю. А настоятелем храма Христа Спасителя всегда являлся патриарх.
— Храм? Какой храм? Мы вовсе не собираемся восстанавливать храм Христа Спасителя.
— Мой муж сказал, что будете. А он в таких вещах никогда не ошибался.
Я не хотел принимать книгу, музейную ценность, национальное достояние, но она упорно настаивала. В конце концов мы договорились, что Библию оставлю у себя и передам преемнику, а тот поступит так же, и так далее по цепочке. «Когда-нибудь, может быть, храм Христа восстановят, книга перейдет к его настоятелю, и воля вашего мужа исполнится. Но когда это случится — сказать не могу». Библию положил в сейф и по совету специалистов, признавших ее исключительную ценность, отреставрировал.
В центре города меня удручала свалка, в какую превратилась яма осушенного водного бассейна «Москва». Видеть перед глазами яму с лужей, терпеть нарыв на теле, градостроительный провал, становилось невыносимо. Самый грандиозный собор Москвы воздвигли в XIX веке в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Волею Сталина его взорвали в 1931 году, чтобы возвести на его месте высочайшую в мире башню Дворца Советов со статуей Ленина. Война помешала достроить начатое здание, и стальные конструкции разобрали на нужды фронта.
При Хрущеве в чаше фундамента устроили бассейн, захиревший в годы Перестройки. Под глубокой ямой находился фундамент Дворца Советов. Встал вопрос: как с ним поступить? Я взял архивные материалы и увидел грандиозную платформу на 128 сваях, забитых до скального основания. Возникла мысль о возрождении храма Христа на этом фундаменте. Дал задание выяснить, сохранилась ли документация XIX века. Автор проекта храма — русский немец Константин Тон. Он, как скрупулезный человек, оставил после себя не только чертежи всего здания, но и дотошную документацию о том, сколько стоило кровельное железо, во что обошлось поднять его на крышу и так далее.
Поначалу все происходило в тлеющем режиме до тех пор, пока не пришла идея использовать зарытый в земле фундамент. Вот тогда я задался идеей воссоздать храм.
Летом 1994 года подписал постановление правительства Москвы № 463 «О восстановлении храма Христа Спасителя». В прессе, охаивавшей каждый мой шаг, прочел, что этот документ «являет собой такую гремучую смесь небрежности, недомолвок, лукавства, что смолчать людям мало-мальски сведущим, думающим, совестливым было трудно». Они не молчали. И развязали кампанию травли.
Перед тем как постановление подписать, я обратился к патриарху Алексию II с предложением — воссоздать храм на прежнем месте. Святейший колебался. Его сомнения связывались не с нежеланием возрождать собор, он этого очень хотел. Но видел, какая кругом разруха, сомневался, хватит ли у Москвы средств, чтобы воссоздать собор не за 43 года, как при императорах, а в короткий срок. Святейший рассматривал наброски очень внимательно. О чем только не расспрашивал в тот вечер. И о надежности фундамента, и о том, в какой степени достижимо воссоздание исторической правды. Сколько времени понадобится? Сколько средств нужно затратить? Можно ли закупить прежний камень? Можно ли возродить те же фрески? Я отвечал на все вопросы настолько подробно, насколько мог. Когда доложил, что постараемся найти средства, выполним работу быстро, он дал свое согласие.
В Успенском соборе Кремля прошел молебен о воссоздании храма. На месте будущего воссозданного храма состоялся крестный ход и закладка памятной капсулы.
Дарительница Библии видела церемонию по телевидению и с тех пор начала постоянно посещать место будущей стройки. Первый камень заложили 4 января 1995 года. Через полтора года кладка закончилась.
Начатое дело называли «ненасытным кадавром, который на сорок лет припадет к вымени бюджетов московского и российского». Пророчили, что «построим плохое, грубое, дилетантское произведение, неудачно вписанное в давно изменившееся градостроительное окружение».
Громче всего звучали голоса тех, кто обвинял в трате народных денег, когда в России рабочие не получают зарплаты, бастуют шахтеры, учителя. «Нынешняя разоренная, обнищавшая, униженная Россия являет собой некую духовную пустыню с разгулом преступности, порнографии, прямого сатанизма, — прочел я в одной уважаемой газете. — Не хватает больниц, старческих и детских домов, нет даже достаточного количества тюрем. Разумно и, главное, нравственно ли в подобной ситуации тратить миллиарды и миллиарды на сооружение богато изукрашенного грандиозного храма».
Вопреки всему в обстановке всеобщего упадка и развала в государстве столица преображалась. Мы работали под постоянным обстрелом федеральных телеканалов, попавших в руки медиамагнатов. Заголовки принадлежавших им газет вещали:
«У нас есть дела поважнее».
«Покаяние за счет бюджета».
«Храм Христа или памятник мэру».
«Дорога от Храма».
И то, что считаю перлом лживости:
«Хуже, чем разрушение, будет его восстановление».
Не возникло препятствий у президента России. «Раз вы хотите, — решил Ельцин, — стройте». Ельцин мне тогда полностью доверял, но сказал, что бюджетных денег на это дело у страны нет. Я ему ответил, что и у Москвы денег нет. «А как вы будете строить?» Я ответил: постараемся собрать пожертвования, многие люди хотят воссоздать храм Христа Спасителя, выражает желание бизнес вносить средства. Ельцин легко согласился. Ему было не до храма. Владимир Гусинский внес 27 килограммов золота на золочение куполов. Многие разбогатевшие люди последовали его примеру.
Так действительно обстояло дело.
Кстати, замечу: пару лет мы тогда получали на храм деньги от бизнесменов, не обкладываемые налогом. Но потом правительство и на эти деньги начало начислять проценты. Я написал письмо Ельцину с просьбой освободить перечисления бизнеса от налоговых отчислений, он дал поручение, но его проигнорировали. Нас вынудили отдавать государству часть благотворительных пожертвований. Это, конечно, вещь недопустимая.
Проявил себя достойно президент Российской академии художеств Зураб Церетели, назначенный по предложению патриарха Алексия II главным художником храма, объединивший усилия трехсот скульпторов и живописцев. Он изваял кресты, уникальные врата, фигуры святых на фасаде. Все выполнено безупречно по канонам Русской православной церкви. Он же возглавил бригаду живописцев, расписавших купол.
И строить, и отделывать собор оказалось очень непросто. К работе подключили испытанный «Моспромстрой» и другие лучшие силы города, которые удалось сохранить.
Патриарх поручил митрополиту Ювеналию наблюдать за тем, чтобы все происходило по проекту Тона. Митрополиту надо воздать должное. Но потом у нас возник с ним спор. Фигуры святых на фасаде в прошлом выполнялись из подмосковного известняка, они быстро пришли в негодность. К 1931 году всего за 36 лет существования изваяния изрядно поизносились, что дало лишний повод, когда решалась судьба собора, настаивать, что храм надо разрушить. Поэтому мы с Зурабом Церетели предложили изваять фигуры из бронзы. Митрополит не соглашался. Спор наш разрешил патриарх Алексий II, он высказался в пользу бронзы. Кстати, и Тон намеревался так поступить. Ювеналий расстроился и попросил его освободить от кураторства. Эту обязанность взял на себя патриарх Алексий II и исполнял ее самым доскональным и дотошным образом, часто посещал стройку, многие вопросы нам удавалось решать благодаря его твердой последовательной позиции и ясным решениям. Мне с ним легко работалось.
И в принципе энтузиазм никогда не покидал строителей по одной простой причине: все хотели, чтобы храм Христа Спасителя состоялся. Хочу особо отметить Василия Мороза, начальника «Моспромстроя», замечательного строителя. Он вел дело с громадным желанием, все прекрасно организовал.
Что касается проектантов, то вначале ими руководил Александр Покровский. Он на первом этапе работал с большим интересом, исследовал архивы, создал концепцию воссоздания. Но потом то ли у него мастерская оказалась не на высоте, то ли сам устал, но темп архитекторов начал отставать от темпов строителей, и я был вынужден отказаться от услуг известного мастера, хотя лично к нему отношусь с большим уважением. Поручил его обязанности Михаилу Посохину, который поставленную задачу решал своевременно и эффективно. С ним проблемы прежние исчезли, хотя в таком большом деле возникает много трудностей. И строить, и отделывать храм очень непросто.
Я постоянно информировал Ельцина о ходе строительства. В то же время он очень ревновал меня, поскольку я всегда в рейтингах государственных деятелей значился на второй строчке. Его окружение постоянно против меня настраивало, нашептывало, что я его главный конкурент на предстоящих выборах. Эти люди меня не любили: в решениях я проявлял самостоятельность.
Дела в Москве шли намного лучше, чем в России. Храм близился к завершению. И вдруг по кремлевской связи звонит президент России и говорит: «Юрий Михайлович, я вас прошу не торопиться с завершением храма». Я был ошарашен: «Борис Николаевич, не понимаю ваше предложение, мы хотим, и патриарх желает как можно быстрее завершить работу. Как я ваше пожелание доведу до всех людей, они на меня посмотрят как на ненормального». В ответ по телефону услышал: «Я сказал то, что сказал, прошу это принять к руководству». Я ему ответил: «Это не в моих силах».
Вообще-то я не мистик, но не могу не состыковать то его предложение с тем, что произошло в последующем. Отрешение Ельцина от должности
случилось секунда в секунду с Малым освящением храма 31 декабря 1999 года в 24 часа. Что это — совпадение или воля провидения?
В тот день случился финал истории с Библией. По окончании церемонии Малого освящения все пошли в Трапезный зал. Когда мне предоставили слово, я взял в руки книгу, завещанную вдовой историка патриарху, рассказал, как она попала ко мне. И обратился к Алексию II с просьбой: «Пусть эта женщина, жена этого профессора истории, сама передаст Библию вам». Эффект произошел редкостный. Даже трудно было представить от важной публики столь бурную реакцию. Женщине долго не давали говорить, все пребывали в экстазе, восторге.
— Ваше святейшество! — с волнением произнесла помолодевшая лицом женщина. — Я счастлива после стольких лет ожидания выполнить последнюю волю мужа. Это великий день моей жизни, и прошу вашего благословения молиться и служить в этом храме…
Собор быстро рос, заблестел куполами, многие люди приезжали смотреть на стройку, как на чудо. И это поднимало настроение. Благородно поступил Слава Ростропович. Он в холодных неотделанных стенах собрал симфонический оркестр и дал большой концерт. В завершение исполнил кантату «1812 год». Музыка звучала как гимн строителям. Слава внес деньги на храм, как многие артисты, музыканты, художники. Поднявшись со мной на площадку под золотыми куполами, Ростропович воскликнул: «Дух замирает! Неужели это можно за год сделать?»
Как и предполагалось, все созидалось не на бюджетные деньги. Представьте себе, неправославный человек Нурсултан Назарбаев прислал в Москву громадное количество мрамора и гранита, и сейчас этот камень опоясывает фасад собора.
…В 2000 году строители ушли с Волхонки. Они воссоздали не только собор по проекту Константина Тона, но и построили Зал церковных соборов, подземный храм и музей, парковку.
В прессе после моей отставки я прочел, что храм появился по инициативе Ельцина, а руководил строительством Алексий II. Как все обстояло на самом деле, читатель, смотри выше. Патриарх Алексий II в своем торжественном выступлении заметил: «Сталин и Каганович разрушили храм Христа, а Лужков и Ресин его восстановили».
ПАМЯТНИК ПЕТРУ ПЕРВОМУ
После президентских выборов 1996 года Чубайс возглавил Администрацию Президента, а Березовский вошел в Совет безопасности. Оба они помогли Ельцину победить коммунистов. В их руках оказались федеральные телеканалы, самые влиятельные газеты и журналы. С командных высот они решили наверстать упущенное и нанести по мне, взявшемуся за «царское дело» — памятник великому императору России Петру Первому, мощный удар.
Проезжал я недавно по Крымскому мосту и увидел на одном берегу Москвы-реки храм Христа Спасителя, а на другом берегу Петра в окружении новых многоэтажных домов. Как хорошо они смотрятся. Москва за минувшие четверть века выросла, и фигура Петра полностью вписалась в панораму города. А ведь что писали, возбуждая к нему неприязнь народа:
«Говорят, что на Крымском мосту участились автомобильные аварии. Увидев с моста мрачного гиганта, по высоте равного храму, водители теряют дар речи и управления. У всех вертится вопрос: как мэр Лужков позволил установить напротив своего любимого детища эту громадину, которая задавила своим объемом вид на храм…»
Все началось с того, что ко мне обратились военные моряки во главе с главнокомандующим Военно-морским флотом. Приближалось 300-летие со дня основания Российского флота, и они просили по случаю юбилея установить памятник в честь этого события Петру Первому, основателю флота. Не где-нибудь, а непременно в Москве. Хотя у идеи нашлись яростные противники, утверждавшие, что Петр не любил Москвы, лишил ее статуса столицы и так далее. Но Боярская дума решила «Морскому флоту быть» в Кремле, и Петр родился в Москве, детство и юность провел в Москве и в подмосковных царских усадьбах. Потешные войска формировал в Преображенском и Семеновском селах. Ботик нашел в усадьбе деда в Измайлово, там впервые под парусом плавал на прудах. И до основания Санкт-Петербурга большая часть жизни падает на Москву, где пережил бунты и казни стрельцов. Идея выйти к Балтийскому и Черному морям родилась в Первопрестольной. Поэтому я решил почтить память этого великого царя, преобразовавшего Россию, по словам Пушкина, «прорубившего окно в Европу».
Петру претила отсталость России от Запада в науке, ремеслах, искусстве, он добился своей цели: победил на суше и на море, создал индустрию, армию и флот, Академию наук, основал Санкт-Петербург, прекрасный город. Благодаря ему Россия стала великой державой.
Памятник Петра критикуют за размеры, но они соотносимы с его ролью в истории. За штурвалом основатель флота видит волны. Фигура масштабная, высота 93 метра, под стать храму, абсолютно уместна. В колонне — ростры не потопленных, а построенных им первых кораблей. И за это нарушение традиции упрекали зря, по- моему, здесь она не нарушается, а развивается.
О памятнике моряки позаботились задолго до юбилея. Они предложили маститому Льву Кербелю, служившему в годы войны на флоте, создать статую Петра. Он ее выполнил в образе царя-плотника в рабочей одежде. За год до юбилея я его увидел в мастерской скульптора. Мне не понравилось слишком яростное выражение лица и то, что образ не соответствовал решению правительства, где речь шла о праздновании 300-летия флота. Я заказал памятник известным московским скульпторам.
Лучше всех выполнил установку правительства России Зураб Церетели. Он представил Петра на палубе срубленного им корабля «Апостол Петр» и ростральную колонну в память о Российском флоте. Московский комитет по празднованию юбилея весной 1995 года выбрал этот вариант (Петра-плотника установили в Измайлове).
Первый поход «Апостол Петр» во главе царя совершил к крепости, закрывавшей России путь к Черному морю. После распада СССР Черноморский флот пытались отнять у нас, лишить исторических городов и баз, выдворить российских моряков за пределы земли, ставшей «ближним зарубежьем».
…Меня глубоко волновала судьба Черноморского флота, Севастополя и Крыма. Часто спрашивали — зачем занимаюсь проблемами, которыми должно заниматься государство. Но оно бросило моряков и народ Крыма на произвол судьбы. Ничего личного у меня там не скрывалось. Всей душой хотелось помочь в беде, дать людям понять, что Москва с ними, думает о них и не даст пропасть. Много раз с этой целью я летал с членами правительства Москвы, артистами и журналистами в Крым, посещал Севастополь. Где бы мы ни появлялись, народ окружал нас, женщины плакали и просили: верните нас в Россию.
В Севастополе силами города Москвы возводились жилые дома, большие, как в Москве, каждый год офицеры получали ключи от квартир. Мы привели в порядок клуб моряков, построили детский сад, школу, она получила государственную премию России. В Крыму открыли филиал Московского университета. В Севастополе появился новый жилой район под названием «Лужники». Деньги на капитальные сооружения закладывали в бюджет Москвы. Жертвовали на флот крупные суммы бизнесмены из патриотических побуждений.
Созданный мной фонд «Москва — Крым» предложил для укрепления связей России с Украиной построить большой мост через Керченский пролив, подобный тому, что сооружается сейчас после присоединения Крыма. В 1998 году мэрия подписала с Автономной республикой Крым протокол о реализации проекта, но правительство Украины, не считаясь с автономией республики, выступило против идеи и заявило, что строительство моста как реальный проект рассматриваться не будет.
В том году на праздновании 225-летия Черноморского флота я заявил, что Севастополь никогда не передавался Украине и должен быть возвращен России обратно. После чего Служба безопасности Украины объявила меня персоной нон грата и запретила въезд на территорию страны.
Москва оказывала помощь не только Черноморскому флоту. Шефствовала над Северным, Балтийским флотами. Ремонтировала корабли.
Морякам Каспийской флотилии строили жилые дома. Город выполнял то, что бросило государство, взаимодействовал с бывшими союзными республиками, налаживалось экономическое сотрудничество, проводились дни национальной культуры народов.
В Москве было принято решение создать организацию мэров четырех городов, сокращенно М4. В нее вошли, кроме нашей столицы, Париж, Берлин и Лондон.
Отлитую в бронзе модель памятника Петру Борис Ельцин увидел в мастерской Церетели и одобрил. На память с ним сфотографировались. На следующий день президент побывал в котловане Манежной площади на церемонии «последнего кубометра земли». Там увидел на больших фотографиях себя с автором и мной у макета, где вблизи памятника виднелись старинные корпуса кондитерской фабрики «Красный Октябрь».
Тогда в штабе строительства впервые Ельцин заявил журналистам, что решил пойти второй раз на президентские выборы. И вот копры начали с грохотом заколачивать железобетонные сваи. Это событие пресса Кремля проигнорировала.
Мне хотелось непременно установить монумент на большой воде, просторе, на виду у народа. На стрелке расходятся два русла. Место выигрышное, хорошо обозримое с берегов и с Крымского моста. Здесь архитекторы предполагали восстановить разобранную после выставки в Париже знаменитую статую «Рабочий и колхозница».
О начатом деле и памятнике Петру я рассказал на презентации своей книги в концертном зале «Россия»: «Из воды вырастает мощная система, ростры кораблей. Ведь это памятник морскому флоту. Не кораблям, побежденным Петром, а построенным им самим… Первый срубленный царем корабль — «Апостол Петр». Нашли его чертежи в Питере в Морском музее. Вот на этом корабле установим фигуру Петра. Станет он на корме корабля, держа одной рукой штурвал, в другой — план развития России».
Выслушали журналисты меня без эмоций, словно я говорил о проекте фонтана, а не о первом монументе царю после 1917 года. Ни Центральное телевидение, ни серьезная пресса внимания сообщению не уделили и к автору памятника не проявили интереса.
Прессу волновали предстоящие выборы главы государства. Город заполнили плакаты, где президент России стоял рядом с мэром Москвы.
Каждую субботу со своей командой я приезжал на стройку, где в середине лета поднялся стальной стакан на монолитных бетонных подушках. За двое суток закачали семьсот кубометров бетона, и к концу лета пять питерских заводов отлили почти в натуральную величину палубу «Апостола Петра» с 36 пушками, ростры кораблей. Казалось, дальше все пойдет хорошо, никто не станет нам ставить палки в колеса, одергивать, развязывать кампании травли в прессе. Петр Первый — самый популярный русский царь, истинный герой исторических романов и фильмов.
Такое положение продолжалось до выборов президента России в 1996 году и его победы в борьбе с коммунистами.
Боевое крещение, как читателю известно, я получил на Манежной площади и Поклонной горе. Но не предполагал, что очередная травля примет такой размах, как будто решалась судьба не памятника, а всей России. Не проходило для, чтобы тема Петра не освещалась в прессе и на телевидении как самая злободневная.
Все началось с вопроса в инспирированной газетной статье: «Что забыл Петр на фабрике «Красный Октябрь»?» Ответ гласил: «Это не заштатное местечко в парке отдыха, оно хорошо тем, что с него виден Кремль, и это огромное обаяние славы». Политический подтекст статьи не скрывался. На самом деле со стрелки не просматривается Кремль, но хорошо видны две высокие трубы старинной электростанции.
На стол мне помощники постоянно выкладывали публикации против «городского головы» и «градоначальника», не называвшие меня ни мэром Москвы, ни премьером правительства города. Писали вот что: «Размах монументально-пластической деятельности в сегодняшней Москве и роль в ней «городского головы» напоминает Флоренцию времен Медичи. Есть, однако, различия. Флорентийское чудо — это гениальные художники, расплодившиеся на ренессансной почве, плюс правители, оказавшиеся среди наиболее культурно ингажированных людей своего времени».
Ничего подобного до выборов Ельцина не происходило. А теперь меня в открытую третировали. «Сегодня творческие амбиции демонстрирует уже власть, недаром молва приписывает Лужкову авторство всех глобальных проектов в городе: строительство храма Христа Спасителя, реанимацию умершей было затеи с мемориалом на Поклонной горе, сооружение торгового центра на Манежной площади и т.д.». У этих проектов есть всем известные авторы, начиная с Константина Тона и кончая Зурабом Церетели. Ими я действительно занимался повседневно и решал многие проблемы, не более того.
Кстати, на Поклонной горе никакого мемориала в память мертвых нет, там обелиск и музей в честь победителей.
Статьями, как прежде, травля не ограничилась. Начались шумные митинги и демонстрации с непременным показом протестов по федеральным каналам, вещавшим на всю Россию.
Подняли фигуру Петра на постамент ранним утром 20 октября 1996 года, в день и год 300-летия Российского флота. Никто это событие на федеральных телеканалах не увидел, никто о нем в прессе не прочитал. Словно ничего не произошло. Торжественное открытие состоялось год спустя в дни 850-летия Москвы.
Подготовленный в Кремле окружением президента Указ о демонтаже Петра Ельцин порвал.
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Меня упрекали в том, что, будучи мэром города, я занимался развитием Московского университета, объекта федерального значения, а не муниципального. Но это университет наш, московский, самый известный в России и мире. Поэтому московские строители пришли на Воробьевы горы и возвели Фундаментальную, на миллионы томов, библиотеку — Интеллектуальный центр. Ее проект разработали в последние годы Советского Союза. Но денег у государства не оказалось. Нашлись у Москвы.
Предстояло возвести громадное здание Фундаментальной библиотеки с актовым залом, превосходящим Белоколонный, что находится в высотном здании МГУ. Закладывались здания факультетов, каждый по 100 тысяч квадратных метров, и медицинский факультет, входивший в состав университета со времен Ломоносова в XVIII веке и упраздненный в годы советской власти.
На празднике, закладке первого камня в Татьянин день 25 января 2003 года, сфотографировались, не скрывая радости, ректор МГУ Виктор Садовничий, президент Российской академии наук Юрий Осипов, строители во главе с Владимиром Ресиным и я с Леной. Дочь рабочего завода «Фрезер», его бывшая работница, присутствовала на церемонии как глава «Интеко». Ее компания на Воробьевых горах инвестировала и построила кроме Фундаментальной библиотеки медицинский факультет с операционными, больницей и поликлиникой, четыре корпуса гуманитарных факультетов и жилые дома Шуваловского квартала, названного так в честь Ивана Шувалова, основателя университета.
Лена без сожаления рассталась со своим прибыльным домостроительным комбинатом, потому что ей наскучили типовые дома, и занялась монолитными зданиями из железобетона. Из него создают дома любой формы, любой архитектуры. Что и произошло на Воробьевых горах.
Меня увлекла мысль помочь ректору Виктору Антоновичу Садовничему. Это великий человек, организатор науки, выдающийся математик, сохранивший школу Колмогорова, где учатся дети — таланты России. По его идее решили воссоздать медицинский факультет МГУ, построить новые корпуса для гуманитарных факультетов. Его натура отвечает фамилии: как садовник, он растит молодых ученых, наше будущее.
Благодаря ректору МГУ создан в Севастополе филиал Московского университета на ровном месте. Точнее, на базе пустовавших казарм. То была тяжелая работа, но она ознаменовалась тем, что появились факультеты, аудитории, библиотека, студенческое общежитие, спортивный комплекс. Образовалось высшее учебное заведение, куда едут учиться из Украины, Молдавии, с Кавказа.
Пять лет приезжал я на Воробьевы горы по субботам и в Татьянин день не только с мыслями о стройке, но и со стихами:
Январь! Мороз. Душа играет!
Долой с души любую тень!
Москва сегодня зажигает
Татьянин день! Татьянин день.
Вспоминал родной институт, где учились в тесноте вечерами, где не хватало простецких комнат для занятий, и позавидовал студентам Московского университета: они учатся и живут в самом красивом и высоком доме города и на окружающих его факультетах.
Библиотеку построили в первой половине 2005 года. В ней тридцать читальных залов. На каждом столе компьютер с выходом в Интернет. Принимая символический ключ, ректор, повидавший лучшие университеты мира, сказал: «Такой библиотекой не располагают зарубежные университеты. По красоте с ней может поспорить Национальная библиотека Франции. Но ее строила вся Франция. А нашу — силами Москвы».
У парадных дверей мы встретили президента России Владимира Путина, выпускника Петербургского университета, и прошли с ним в музей истории МГУ. Показывая макеты старинных зданий на Моховой, ректор процитировал слова президента США Джона Кеннеди, признавшегося после первых запусков спутников: «Мы проиграли русским за школьной партой».
В Татьянин день 2008 года я приехал с артистами «Геликон-оперы», бочонком меда и со стихами:
Не цветет пока еще сирень,
Но весна уж подает нам вести.
Грянем же, друзья, в Татьянин день
Нашу замечательную песню.
Вместе со студентами ее пели артисты «Геликон-оперы», тогда еще не имевшие своего театра.
Перед Фундаментальной библиотекой установили памятник Ивану Шувалову, поддержавшему идею Ломоносова об университете, фавориту Елизаветы Петровны, основателю Российской академии художеств. Его деяния в годы советской власти замалчивались, как и других великих сынов России только потому, что они близко стояли к трону. По масштабу наша работа в начале XXI века стала вровень с той, что произошла на Ленинских горах после войны, в середине XX века, в эпоху Сталина.
ДВОРЦЫ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА
И ЕКАТЕРИНЫ II
Когда музей в Коломенском приводили в порядок, я посещал домик Петра Первого. Сотрудники музея рассказали, что в царской усадьбе находился дивный деревянный дворец Алексея Михайловича, удивлявший иностранцев. Придворный поэт Симеон Полоцкий в стихах «На вселение царя Алексея Михайловича в новый дворец в Коломенском» написал, что краше его только рай, и назвал «восьмым чудом света»:
По царской чести и дом зело честный, —
Несть лучше его разве дом небесный,
Седмь дивных вещей древний мир читаше, —
Осьмый див сей дом время имат наше.
В этом дворце царь с семьей жил летом, принимал послов, поражавшихся великолепию хором. В них появилась на свет Елизавета, дочь Петра, ставшая императрицей.
Сумароков утверждал, что здесь родился Петр Первый. В одном стихотворении им сказано:
Российский Вифлеем, Коломенско село,
Которое на свет Петра произвело…
В другом — поэт заявляет столь же определенно:
Дохнул от высоты небесный ветр,
Родился в доме сем великий Петр!
Сохранился макет разобранного здания, рисунки с натуры. С переездом царского двора в Санкт-Петербург дворец в Коломенском опустел и обветшал. Екатерина II велела его обмерить и разобрать.
Возникло неистребимое желание дворец воссоздать. Как он выглядел, можно было увидеть на старинных рисунках. Осенью 1666 года его заложили, весной 1667 года вчерне закончили, после чего несколько лет шла отделка и роспись.
В ноябре 2007-го дворец по решению правительства Москвы начали воссоздавать. Общая площадь помещений здесь составляет 7245 квадратных метров, это больше, чем Манеж.
В сибирской тайге у станции Зима срубили вековые сосны. Полностью деревянным дворец из-за требований пожарной безопасности сделать нельзя, поэтому все несущие конструкции монолитные. Плотники из Владимира покрыли их бревнами и узорами из дерева. Тем самым дворцу придали утраченный образ.
Петр самым масштабным образом отметил во дворце отца победу над сильнейшей в Европе армией Карла XII. Царь праздновал несколько дней. Потом собрал гвардию, полки, и они пошли в Москву через триумфальные арки под звон колоколов и бой барабанов. Народ ликовал. Улицы столицы украсили большие картины. Вечером состоялся фейерверк. Ведь для России победа под Полтавой — событие в высшей степени выдающееся. Она ознаменовала поражение самого воинствующего монарха Европы, десятки лет враждовавшего с Россией, задыхавшейся без выхода в Балтийское море.
Победа послужила окончательному объединению Украины с Россией. И заявила об особой позиции Российского государства в Европе и мире. По случаю 300-летия Полтавской битвы правительство Москвы решило воспроизвести и показать москвичам театрализованный «Полтавский бой» с кавалерией, артиллерией, пехотой русской и шведской. Праздник состоялся в дни, когда на Украине возлагали венки гетману-изменнику, учредили орден Ивана Мазепы.
Увидеть «Полтавский бой» собрались тысячи москвичей, я пригласил в Коломенское бывшего посла России на Украине, моего друга Виктора Степановича Черномырдина, и графа Шереметева, потомка, по словам Пушкина, «Шереметева благородного», героя Полтавской битвы. И по сему случаю написал:
В Коломенском мы нынче собрались,
Здесь вольно дышится, и сердце здесь играет.
И Дух Истории нас мощно осеняет,
По-братски мы сегодня обнялись.
Подобное чувство — вернуть утраченное — побудило заняться руинами Царицына, брошенной двести лет тому назад царской усадьбы XVIII века.
Дворец Алексея Михайловича воссоздавался как памятник скорее не царю, а могучему искусству деревянного зодчества на Руси.
В Царицыне хотелось почтить Екатерину II, Москва ей многим обязана. Как известно, два равнозначных дворца, ей и наследнику, возведенных Баженовым, императрице не понравились. Дворцы снесли. Вместо них Матвей Казаков хотел возвести Большой дворец, но до конца дело не довели, Павел I жить не захотел во дворце, связанном с именем матери. Безжизненный, более того, недостроенный тогда царский чертог превратился за двести лет в руины, на них тренировались альпинисты.
Комплекс в Царицыне занимает свыше тысячи двухсот гектаров с Большим и Малым дворцами, другими замечательными зданиями, парком и прудами. Он принадлежал государству, считался федеральной собственностью. Мы поменяли ее на бывший Музей Ленина, занимаемый до 1917 года Московской городской думой. Я очень доволен тем, что произошло.
Сегодня Царицыно — уникально.
Там нет больше руин и разрухи, там всегда праздник, красиво, интересно, как в лучших музеях мира.
Не стали слушать тех, кто оплакивал руины, восстановили справедливость, завершили по чертежам и документам архитектурный проект, начатый Баженовым и Казаковым. За что получили в Германии международную премию Бернхарда Реммерса «За выдающиеся заслуги в реставрации и сохранении памятников архитектуры». И вторую премию за охрану культурного наследия.
Как при Екатерине II, стал прекрасен Путевой дворец на Ленинградском проспекте. В нем перед въездом в Москву на пути из Санкт-Петербурга останавливались императоры со свитой. Дворец создан Матвеем Казаковым. Во дворце во время пожара 1812 года жил Наполеон.
Военные вернули нам некогда великолепное, но захиревшее здание. В Петровском замке, как называли дворец, расположенный в Петровском, со времен революции учились военные летчики.
Памятнику XVIII века архитекторы и художники, реставраторы вернули интерьеры, утраченную функцию. Стал дворец не «Юрьевским замком», как злорадствовали в прессе, бросая камень в мой огород. Теперь это Дом приемов правительства Москвы, резиденция почетных гостей.
КРАСНЫЕ ХОЛМЫ
Красные холмы — склон одного из семи легендарных холмов, на которых стоит, подобно Риму, Москва. От него пошло название Краснохолмской набережной, Большого и Малого Краснохолмских мостов и улицы. Находится холм на бывшей окраине города, какой считался район за пределами Садового кольца. Ничего в прошлом особенного, ни церквей, ни памятников архитектуры на его склонах не замечалось.
Сравнительно легко, не так, как в «Москва-Сити», строители смогли прийти сюда и реализовать за два с лишним года еще один «Большой проект», получивший название, естественно, «Красные холмы». Под ним подразумевается многофункциональный комплекс масштабных зданий, состоящих из протяженных корпусов и башен. Самая высокая из них поднялась на 170 метров.
Здания протянулись на сотни метров вдоль набережной на стрелке канала и Москвы-реки, подобной той, где установлен Петр. Громадное сооружение напоминает размахом Линкольн-центр Нью-Йорка, где сосредоточены известные учреждения культуры и искусства США и находится крупнейший концертный зал.
На Красных холмах не одна функция, как в Линкольн-центре. На 34 этажах отеля «Красные холмы» класса «А» живут гости города. Бизнес-центр «Красные холмы» занимают многочисленные офисы. Конгрессы, форумы, заседания проходят в его шести конференц-залах. Седьмой зал — бальный.
В Доме музыки на Красных холмах проходят симфонические концерты, выступают солисты, играют, танцуют и поют в залах, где в общей сложности три тысячи мест. В нем базируется Национальный филармонический оркестр и «Виртуозы Москвы» скрипача и дирижера Владимира Спивакова, представлять которого не нужно.
Мы заложили закладной камень в фундамент десятиэтажного Дома музыки 7 сентября 2000 года.
БОЛЬШОЙ ТЕАТР
Последняя моя уникальная стройка — реконструкция Большого театра. За нее не осуждали в СМИ, потому что это проект правительства России. Им пришлось заняться по просьбе президента Медведева.
К началу XXI века Большой театр, его фундамент и стены так обветшали, что громадное здание грозило рухнуть. Износ составлял 70 процентов. Оно оказалось в очень плохом состоянии. Поэтому верхние ярусы для зрителей закрыли. Стены покрылись трещинами.
В XX веке штат театра разросся, и артисты, сотрудники страдали от тесноты. По нормам полагается 1 кубометр пространства на одного зрителя и 4 кубометра на штатных сотрудников. Эта пропорция свелась за сотни лет 1 к 1. Чтобы выйти из такого состояния, следовало углубиться в землю. Под всем зданием, за исключением зрительного зала, следовало построить подземные ярусы. С тыльной стороны театра находится подземный служебный корпус, там предстояла очень объемная и очень важная работа.
Площадь театра надо было увеличить на 42 тысячи квадратных метров. То есть в два с лишним раза.
Первоначально я входил в Попечительский совет и занимался реконструкцией, но вышел из него, возражая против принимаемых тогда решений строительства подземного зала под Театральной площадью. Поступил так потому, что мало была исследована гидрогеология и мы по-настоящему мало знали, какие текут в том месте подземные реки. Стена подземной части театра, по существу, служит плотиной, глубинные воды могут найти себе другое русло, и мы рискуем получить в центре проваленные стены во многих других строениях.
Все тогда строители сделали вопреки мнению специалистов, знающих, что такое гидрогеология.
Здание зависло над котлованом глубиной 20 метров и покоилось на стальных сваях. Завершить реконструкцию, поставить на место Большой театр взявшиеся за дело строители не могли.
Большой театр стал острой головной болью правительства России.
Строителям Москвы заказ не поручили. Взялись за реконструкцию несостоятельные организации. Они сорвали все установленные правительством сроки окончания работ. Потребовалось спасать Большой театр и стоящий рядом с ним старинный дом Хомякова. Труппе, оставшейся без сцены, обещали, что она сможет играть на ней в 2008 году. Минуло четыре года, но открытие сезона не состоялось.
Президент Медведев попросил меня заняться объектом, помянутым в Указе о «Фонде возрождения Москвы» со времен Бориса Ельцина. С тех пор почти каждый субботний объезд начинал с Большого театра. Пришлось расстаться с неумелыми подрядчиками, взявшимися не за свое дело. Привлекли испытанные в Москве компании, муниципальные и частные, проявившие себя на сооружении «Охотного Ряда», на Поклонной горе и храма Христа Спасителя.
Работа пошла беспрерывно в три смены по суточному графику. Забуксовавшая стройка ожила, наверстывая упущенное время. Никто больше не сомневался, что Большой театр поднимет занавес в установленный срок.
Я мечтал о том времени, когда пресса перестанет интересоваться реконструкцией Большого театра. Так и вышло, журналисты стали уделять нам меньше внимания, потому что дело пошло на лад. Москва умеет строить. У города есть опыт сооружения уникальных, крупных объектов, есть кадры.
По предложению академика Вячеслава Ильичева под здание подвели 7 тысяч временных металлических свай. Рядом с ними установили новый фундамент, на него опустили стены Большого театра. Уникальная операция заставила меня и всех поволноваться, но ее выполнили безупречно. Угроза обрушения навсегда миновала.
Архитекторы и художники придали залам вид, поразивший первых зрителей великолепием в 1856 году, когда театр восстановили после грандиозного пожара. Реставраторы вернули интерьер Императорскому залу, утратившему лепнину, цвет стен и символы царской власти.
Пригласительный билет на открытие Большого театра мне не прислали.
Присутствовать на премьере не довелось по причине «утраты доверия» президентом Медведевым, поручившим ранее мне спасать положение на стройке. Иного я от этого человека и не ожидал.
Подобная история приключилась с Русским географическим обществом, членом которого состоял. Мне принесли приглашение с повесткой дня заседания в Санкт-Петербурге. Через полчаса прибежал курьер с широко раскрытыми глазами и его забрал, потому что собирался присутствовать на заседании премьер Путин. Очень этим людям не хотелось даже через год с лишним после моей отставки, чтобы мы встретились.
В знак протеста против того, что Русское географическое общество занялось политиканством, я вышел из его состава.
«РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА»
Знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница» считается памятником архитектуры национального значения. Прославилась она в 1937 году. Тогда в Париже на Всемирной выставке над постаментом свыше 30 метров, которым служил павильон СССР, воздвигли 25-метровую статую. О ней лучше всех высказался тогда французский писатель Ромен Роллан:
«На берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и поведет их к победе».
Идея скульптуры осенила архитектора павильона Бориса Иофана, того, кто построил Дом на набережной и был в фаворе у правительства СССР. По его проекту сооружался в Москве Дворец Советов, высочайшая башня в мире, как постамент статуи Ленина. Подобный прием он применил в павильоне и нарисовал над ним эскиз — юношу и девушку, вздымающих над головой серп и молот. Они олицетворяли нерушимый союз рабочего класса и крестьянства, что пришлось по душе комиссии во главе с Молотовым, а также Сталину, одобрившему увиденную модель.
Идею архитектора лучше всех воплотила Вера Мухина в статуе, названной «Рабочий и колхозница». Борис Иофан настоял, чтобы ее отлили не в традиционной бронзе, а из легкого современного металла. Это сделали на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством главного инженера Петра Львова. Он — пионер точечной электросварки, строил первый самолет, обшитый металлическими листами.
На опытном заводе сварили хромоникелевую сталь, листы прокатали на московском заводе «Серп и молот». Индустриализация позволила СССР создать и самолет, и уникальную статую.
В разобранном виде на 27 железнодорожных платформах «Рабочего и колхозницу» повезли в Париж, где статуя вызвала фурор. Она возвышалась вблизи Эйфелевой башни. Французы хотели после закрытия выставки выкупить статую и оставить в Париже. Сталин им отказал.
Статую разобрали и вернули в Москву. Но с ней поступили плохо, разлучили с постаментом. Павильон восстанавливать не стали. «Рабочего и колхозницу» установили на пьедестале в три раза меньше прежнего. Мухина пришла в отчаяние и говорила, что фигуры стоят на «пеньке, уничтожившем весь порыв скульптуры».
«Рабочему и колхознице» определили место перед боковым Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
Первый раз памятник реставрировали в 70-е годы.
В середине 90-х годов федеральная собственность попала в руки компании, купившей участок земли с обязательством реставрировать «Рабочего и колхозницу». Дилеры намеревались построить вблизи них торгово-развлекательный центр с гостиницей площадью 300000 квадратных метров. Безумный проект на Общественном градостроительном совете отвергли, и интерес к реставрации у компании угас.
Я хотел непременно поднять статую вместо «пенька» на постамент такой высоты, как в Париже.
Компания обещала вернуть «Рабочего и колхозницу» на место через два года. Пяти лет не хватило. Пришлось с ней расстаться, как в Большом театре с несостоятельными подрядчиками, и восстановить памятник на средства Москвы.
Символ распавшегося СССР не интересовал федеральную власть.
Годы шли. Металл давал трещины от усталости. Требовалось заменить каркас. В 2003 году памятник разобрали на 40 фрагментов и доставили на территорию Института строительных конструкций имени Кучеренко, хорошо известного мне по работам на Поклонной горе. Новый каркас сделали в Белгороде. Стальные листы очистили и покрыли антикоррозионными пастами, разработанными Московским институтом авиационных материалов. Запас прочности — сто лет.
В разгар мирового экономического кризиса 2008 года мы объявили конкурс на постамент, завершение реставрации и установку памятника. Никто не хотел в нем участвовать. Слишком сложная предстояла задача. Родились слухи, что статуя на свое место вообще не вернется. За три дня до срока окончания конкурса заявку на участие подала единственная строительная компания «Стратегия», входящая в холдинг «Интеко» Елены Батуриной. По закону городской заказ передали ей.
Под руководством Лены работали строители, способные выполнить самое сложное задание. Не за годы, всего за 10 месяцев они возвели семиэтажной высоты павильон и на его башне водрузили статую весом 75 тонн.
«Хорошо, что скульптуру вообще восстановили, потому что в определенный момент надежда на это перестала теплиться», — признали в Архнадзоре, не склонном расточать комплименты муниципальной власти.
Праздник открытия «Рабочего и колхозницы» состоялся в декабре 2009 года.
По мысли заместителя мэра Москвы Любови Ивановны Швецовой у пары, верной друг другу 70 лет, решили провести первую регистрацию брака. Вторая регистрация состоялась в День города 4 сентября 2010 года. Тогда я перерезал красную ленточку в музейно-выставочный комплекс «Рабочий и колхозница». В нем открылся музей Веры Мухиной, Бориса Иофана и залы экспозиций. Это последний «Большой проект». За ним последовали мой день рождения и пресловутая «утрата доверия».
[Читать далее]